1.1. Система управления комплексной проверкой цепочки поставок минерального сырья

Система разработана с учетом следующих стандартов:

  • Руководящие принципы ОЭСР по комплексной проверке ответственных цепочек поставок полезных ископаемых из районов, затронутых конфликтами, и районов повышенного риска (OECD Due Diligence Guidance for Responsible Supply Chainsof Minerals from Conflict‑Affected and High‑Risk Areas);
  • Шаблон оценки индикаторов риска Лондонской биржи металлов (London Metal Exchange Red Flag Assessment Template);
  • Совместный стандарт комплексной проверки для производителей меди, свинца, молибдена, никеля и цинка, разработанный с международными ассоциациями по меди, свинцу и цинку, Институтом никеля и Инициативой по ответственной добыче минералов (Joint Due Diligence Standard for Copper, Lead, Molybdenum, Nickel and Zinc, JDDS);
  • Пилотный стандарт комплексной проверки цепочки поставок предприятий по рафинированию кобальта, совместно разработанный Китайской торговой палатой импортеров и экспортеров металлов, минералов и химических веществ, Инициативой по ответственной добыче кобальта (Responsible Cobalt Initiative) и Инициативой по ответственной добыче минералов (Responsible Minerals Initiative, RMI);
  • Стандарт по ответственной добыче Инициативы по обеспечению ответственной добычи полезных ископаемых (Standard for Responsible Mining of Initiative for Responsible Mining Assurance, IRMA);
  • Ожидаемые результаты горнодобывающей промышленности Международного совета по горному делу и металлам (International Council on Mining and Metals Performance Expectation, ICMM);
  • Руководство Китайской торговой палаты импортеров и экспортеров металлов, минералов и химических веществ в отношении комплексной проверки участников ответственных цепочек поставок полезных ископаемых (China Chamber of Commerce of Metals, Minerals and Chemicals Importers & Exporters Due Diligence Guidelines for Responsible Mineral Supply Chains, CCCMC);
  • проект Консолидированного стандарта горнодобывающей промышленности, разработанный Консолидированной инициативой по стандартам горнодобывающей промышленности (Consolidated Mining Standard Initiative, CMSI), которая интегрирует требования стандартов The Copper Mark Совместный стандарт The Copper Mark. Подробнее на сайте., ICMM, World Gold Council Всемирный совет по золоту. Подробнее на сайте. и Mining Association of Canada Ассоциация горнодобывающих предприятий Канады. Подробнее на сайте..

«Норникель» ежегодно проводит анализ эффективности Системы и при необходимости актуализирует свои стандарты и подходы, руководствуясь результатами комплексных проверок, внешних оценок, обновлениями применимых стандартов и лучшими практиками в области устойчивого развития и управления цепочками поставок.

Ниже представлена схема функционирования Системы, отображающая пять этапов проведения комплексной проверки Методологическая основа Системы — Пятиэтапная модель Руководства ОЭСР по проведению комплексной рискориентированной проверки цепочки поставок полезных ископаемых..

Структура Системы управления комплексной проверкой цепочки поставок минерального сырья «Норникеля» в соответствии с Пятиэтапной моделью ОЭСР

Структура управления и ответственные лица

В соответствии с положениями Кодекса и Политики, а также с учетом рекомендаций Руководства ОЭСР «Норникель» создал в Группе структуру управления комплексной проверкой ответственной цепочки поставок минерального сырья.

На уровне Главного офиса разработкой, мониторингом и координацией реализации Системы занимается Департамент устойчивого развития, в зону ответственности которого в том числе входят разработка и согласование регламентирующих документов по взаимодействию с поставщиками Имеются в виду документы, регламентирующие взаимодействие с поставщиками минерального сырья в рамках комплексной проверки поставщиков.. Специалисты данного департамента также оказывают необходимую методологическую поддержку дивизионам по функционированию Системы.

На уровне дивизионов реализацией Системы занимаются подразделения предприятий Группы, ответственные за устойчивое развитие. Также на разных этапах в реализации Системы участвуют департаменты Главного офиса и дивизионов, ответственные за закупки, производство и безопасность, Служба риск‑менеджмента, правовые подразделения и департаменты корпоративных отношений, маркетинга и общественных связей.

На основе Системы на двух предприятиях Норильской площадки и на предприятии Кольской площадки Заполярного дивизиона, а также на предприятии Забайкальского дивизиона были разработаны внутренние стандарты по проведению комплексных проверок поставщиков минерального сырья (далее — стандарты), нацеленные на управление ответственной цепочкой поставок минерального сырья и соответствие требованиям Руководства ОЭСР и Лондонской биржи металлов. Каждый стандарт учитывает особенности предприятий дивизионов и регламентирует взаимодействие организационных структур между собой, а также определяет ответственных лиц и их обязанности.

В ключевые обязанности специалистов, участвующих в управлении Системой, входят:

  • разработка и согласование изменений в Политике, Кодексе и других нормативно‑методических документах в рамках Системы;
  • организация и координация реализации, а также мониторинг и оценка эффективности элементов Системы;
  • ознакомление сотрудников, деятельность которых связана с поставками минерального сырья, с требованиями корпоративных документов по ответственной цепочке поставок и положениями внутреннего стандарта;
  • информирование поставщиков минерального сырья о требованиях, изложенных в Кодексе, а также проведение консультаций при необходимости;
  • выявление и оценка рисков в цепочке поставок, комплексная проверка поставщиков минерального сырья в соответствии со стандартами Системы дивизионов;
  • составление плана управления подтвержденными рисками совместно с поставщиком и осуществление контроля за реализацией плана;
  • формирование отчетности: внутренней о проведенных комплексных проверках цепочек поставок минерального сырья для руководства, включая результаты оценки и управления рисками, а также публичной годовой отчетности по ответственной цепочке поставок Все документы, полученные от поставщиков и сформированные Компанией, хранятся не менее пяти лет.;
  • разработка и проведение обучения сотрудников, участвующих в работе Системы;
  • организация независимых аудитов поставщиков минерального сырья;
  • обеспечение соответствия продукции «Норникеля» требованиям Политики Лондонской биржи металлов в отношении ответственного подхода к выбору поставщиков.

При необходимости к комплексной проверке поставщика минерального сырья может быть привлечено структурное или функциональное подразделение двух предприятий Норильской площадки Заполярного дивизиона, предприятия Кольской площадки Заполярного дивизиона и предприятия Забайкальского дивизиона по направлению деятельности. Тема ответственной цепочки поставок обсуждается на заседаниях Комитета по устойчивому развитию и изменению климата при Совете директоров Компании.

Система контроля и прозрачности поставок минерального сырья

«Норникель» на регулярной основе осуществляет контроль движения сырья по всей цепочке поставок, а также постоянно совершенствует механизмы обеспечения прозрачности и качества при приемке сырья на предприятиях. Система дополняет имеющийся подход к контролю цепочки поставок, обеспечивая соблюдение необходимых требований Руководства ОЭСР.

На предприятиях Группы существует система внутреннего контроля минерального сырья, получаемого от поставщиков. Для каждого горно‑металлургического актива «Норникеля» разработана система приемки и учета сырья для контроля его качественных и количественных характеристик.

Поставки минерального сырья контролируются производственными подразделениями предприятий, а также внутренними структурными подразделениями, участвующими в приемке и переработке сырья. Приемка сырья и сверка качественных и количественных показателей производятся для подтверждения отсутствия противоречий условиям заключенного договора поставки сырья на основе применимых государственных требований к порядку приемки продукции производственно‑технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству.

При сверке поставляемого сырья проверяются первичные учетные документы, оформляемые поставщиком, и транспортные сопроводительные документы.

Все соответствующие документы и данные по учету и транспортировке сырья хранятся в «Норникеле» не менее пяти лет в соответствии с требованиями, установленными в соответствующих нормативно‑методических документах, регламентирующих делопроизводство и организацию архивного дела. Документы по проведенным комплексным проверкам в отношении поставщиков минерального сырья хранятся также в электронных файлах на серверах Компании.

Система управления комплексной проверкой цепочки поставок минерального сырья